От технического состояния мотоциклетных шин зависит очень многое:
качество сцепления колеса с поверхностью трассы;
экономичность расходования топлива;
динамичность и "тихоходность" вашего "железного коня";
чёткость соблюдения заданной траектории движения;
лёгкость прохождения поворотов;
и самое главное – ваша жизнь!
Как видите, учёт и контроль факторов, влияющих на эксплуатационные свойства моторезины – это не простая прихоть, а забота об исправности своего транспортного средства и собственной безопасности. И речь идёт не только о природных факторах, таких как дожди, иссушающее солнце, механическое воздействие гравийных и других типов дорог. Давайте рассмотрим "разрушителей", на которые способен повлиять сам мотоциклист.
Давление в шинах
Изучив документацию, вы узнаете оптимальное значение данного показателя. Помните о том, что для резины опасна как недо- так и перекачка. Все эти процессы снижают уровень управляемости транспортного средства, делают его более опасным.
В первом случае происходит деформация шин, нарушение плотности их прилегания к ободу. Колесо теряет эластичность, нарушается качество соприкосновения с дорожным полотном, возрастает сопротивление качению. Все эти процессы приводят к увеличению расхода топлива. Одновременно с этим наблюдается истирание боковых поверхностей мотоциклетных шин, расслоение внутренних переплетений нитей корда. Даже 20% "недобор" давления в шине до 30% повышает уровень ей изнашивания.
Если шины "перекачаны", страдают в первую очередь подвеска и амортизаторы. Им приходится принимать ничем не смягчённые удары при контакте транспортного средства с любыми неровностями дорожного полотна.
Ухудшение контакта с асфальтом приводит к снижению вашей безопасности. А риск, что колесо лопнет на очередной кочке, возрастает многократно. При повышении давления быстрее истирается средняя полоса протектора, увеличивается уровень напряжения внутри каркаса.
Мало кто из мотоциклистов задумывается и о том, что после длительной поездки, при постепенном остывании даже нормально накачанной шины происходит рост давления до 0,3 атм.
Манера езды
Принцип "Тише едешь – дальше будешь" срабатывает и здесь. При частом и резком торможении происходит ускоренное истирание протектора. Это негативно отражается на качестве сцепления с дорогой. Затем разрушительные процессы распространяются на брекер, каркас и боковые части колёс.
Моторезина любителей драйва и скорости чаще всего страдает от повышенных ударных нагрузок, вызывающих её истирание и расслоение. При длительных путешествиях ввиду повышенной нагрузки быстрее разрушается заднее колесо, а на транспортных средствах спортсменов-экстремалов – переднее. Именно поэтому так важно приобретать мотоциклетные шины, ориентируясь на свои потребности и пристрастия.
Отсутствие правильной балансировки
Такой тип обслуживания важен не только для автомобилей, но и для мотоциклов. От правильной балансировки во многом зависит устойчивость транспортного средства, его способность придерживаться заданного курса. Кроме того, при явном дисбалансе колёс происходит ускоренный износ ходовой системы.
Невнимательное отношение к соблюдению правил обслуживания и хранения
Несовершенное состояние дорог, электростатические процессы, тончайшая "нефтяная" плёнка, образующаяся на асфальте после осаждения выхлопных газов, частицы грязи, песчинки - вот далеко не полный перечень разрушителей вашей моторезины. День за днём они снижают её эластичность, разъедают, истирают, забиваются в мельчайшие поры и трещинки, постепенно расширяя их. Завершают этот процесс УФ-лучи солнца, воздействие влаги, повышенных температур – в летний период, или пониженных – в зимний.
Своевременный осмотр, очищение, обработка специальными составами позволяют продлить срок службы мотоциклетных шин. А выявление глубоких трещин и перфораций на боковинах колёс и в бороздках протектора позволяет предотвратить ДТП, сохранить ваше здоровье и даже жизнь.
Особого внимания мотоциклиста заслуживает соблюдение правил хранения комплекта принадлежащей ему резины. Для этой цели недопустимо использовать двор частного дома, с его влажностью, пыльностью и прямым доступом для солнечных лучей. Железный гараж и балкон, раскаляющиеся в жаркие летние деньки – также не лучшее пристанище для моторезины. Оптимальный вариант – тёмная, прохладная (максимум до 25 градусов Цельсия) кладовая или сухой, проветриваемый подвал (без кондиционеров и других источников разрушительного для резины озона). Ещё один приемлемый способ – хранение на специализированных складах. При этом стоит помнить, что для сохранения эффективности антиокислительных присадок шины должны работать. Допустимо предоставить им "период покоя" в 2-3 месяца, к примеру, зимой.
Соблюдая эти правила, можно существенно продлить период активной эксплуатации моторезины.