Сегодня в продаже можно найти десятки моделей мотоциклетных шин. Гоночные, спортивные, предназначенные для поездок по городу и длительных путешествий – все они сходны по своей конструкции.
Каркас – силовая часть шины
Функции несущего звена в рассматриваемой конструкции возложены на каркас. Благодаря ему ваш байк может преодолевать даже далёкие от идеала дороги, выдерживать внутреннее давление воздуха в шинах и т. д.
Для изготовления каркаса используется так называемый корд – сплетение стальных/волоконных линий, дополненных вкраплениями эластичной связующей. Для диагональных моделей используются более мягкие волокна – капрон, хлопок и вискоза, а для радиальных - предельно прочная сталь.
Выделяют следующие различия таких типов шин:
- в диагональных нити корда располагаются от борта к борту (по диагонали). Второй слой проходит в противоположном направлении. За счёт таких перехлёстов образуется перекрёстная сетка. Число слоёв корда в таких моделях – строго парное. Многослойность гарантирует высокую несущую способность, прочность боковин, устойчивость к ударным нагрузкам, что особенно ценно для круизеров, чопперов, мотокроссов и эндуро. Недостатки диагональных шин – ускоренный износ (в 2 раза быстрее, чем у радиальных), ресурс до 10 тыс. км и способность повышать расход топлива;
- в радиальных шинах корд проложен в одном направлении, без перехлёстов. Нити прокладываются строго параллельно. Такие модели прочные, малошумные, позволяют развить приличную скорость. А для придания им устойчивости к ударным нагрузкам, используется низкий профиль. Радиальные шины идеальны для скоростных мотоциклов, эксплуатируемых преимущественно на специальных гоночных трассах
Современные производители, стремясь обеспечить своей продукции оптимальные эксплуатационные характеристики, включают в состав каркаса дорогостоящие синтетические материалы, в том числе и кевлар.
Протектор – гарантия хорошего контакта шины с дорогой
Поверхность любой мотошины покрывается дополнительным слоем резины, отличающейся повышенным прочностным ресурсом. Её наружная поверхность покрыта хитросплетением выступов, выпуклых линий и "канавок". Благодаря этому элементу моторезине обеспечивается расширенное пятно контакта с поверхностью дороги, малошумность и прочность. Кроме того, протектор выполняет защитную функцию, он предотвращает чрезмерный износ каркаса.
Тип рисунка и состав наружного покрытия моторезины зависит от её предназначения: гоночная, круизная и т. д.
Брекер – связующее звено между каркасом и протектором
Для изготовления брекера также используются высокопрочные нити, расположенные диагонально. Они повышают механическую прочность всей конструкции, препятствуют преждевременному износу и отслоению протектора, амортизируют толчки и удары.
Сочетание прочной плечевой и боковой зон – гарантия долговечности шины
Полоса протектора, разделяющая зону, контактирующую с дорогой, и боковую часть моторезины, называется плечевой зоной. А боковина – это тонкий слой высокопрочной резины, покрывающая боковые поверхности мотоциклетных шин. На этой зоне также нанесён рисунок протектора, но менее чёткий.
Все перечисленные элементы призваны повысить жёсткость и надёжность моторезины, продлить срок её эффективной эксплуатации.
Кромка или борт – гарант надёжного крепления моторезины на диске
Этот элемент состоит из стального кольца, покрытого тонким слоем резины. Дополнительное покрытие препятствует преждевременному повреждению борта.
Особенности процесса производства моторезины
При производстве мотоциклетных шин используются различные типы каучука, дополненные серой и сажей (или кварцевым порошком), химические реагенты, пигменты, отвечающие за насыщенность цвета готового материала. Мастерски варьируя процентным составом этих компонентов, специалисты добиваются изменения уровня эластичности резины, её жёсткости, прочности и других характеристик.
Не менее важные компоненты моторезины - антиоксиданты. Эти вещества предотвращают преждевременное старение, износ материала.
Для равномерного соединения компонентов моторезины используются миксерные смесители Бенбери. При этом строго соблюдается определённый температурно-влажностный режим. Из готового, охлаждённого состава формируются заготовки, которые отправляются в прокатный, а затем – в горячий пресс. Под воздействием повышенных температур происходит вулканизация (повышение эластичности) каучука, обеспечивается вступление этого материала в реакцию с серой. На этом же этапе наносится протектор. Готовое изделие маркируется.